рансперсональный опыт. 8 страница

рансперсональный опыт. 8 страница


ваться кантианского понимания трансценденции — то, что выходит за пределы возможного опыта.

Таким образом, если суммировать наши рассуждения, то этот раз­дел посвящен не только личностному самосовершенствованию, но и сокровенному пути, духовному поиску выхода за пределы форм: того пространства в сознании и личности в человеке, где он имеет условия для спонтанного самосозидания, где он становится свобод­ным и самоактуализирующимся, где сформирована среда реализа­ции; и определенным аспектам структуры, динамики и целей групп.

В связи с этим в этом разделе мы преследуем несколько целей.

• Во-первых: показать, что такое личность и группа, какова их структура и топология.

• Во-вторых: выяснить, какова динамика, выявить некоторые рансперсональный опыт. 8 страница возможные стадии в совершенствовании и интеграции.

• В-третьих: обозначить некоторые основные механизмы и тен­денции в развитии.

• В-четвертых: попытаться описать срединный путь — путь ду­ховной эволюции личности и группы.

Личность - общие определения

Представление о личности, «как совокупности общественных от­ношений», «системного образования», «целостного образа себя» не является чем-то новым.

Личность, в соответствии с теорией марксизма-ленинизма и ма­териалистической психологией, определяется как совокупность об­щественных отношений. Следует отметить, что группа является но­сителем тех же качеств и образований.

Личность и группа являются объектом многих научных дисцип­лин, таких как история, этика, эстетика, социология, психология, пе­дагогика, политические и рансперсональный опыт. 8 страница юридические науки и т.д., причем каждая из них находит в личности свой предмет. Кроме того, вопросы лич­ности и группы занимают философов и каждого из нас в нашей обы­денной жизни. Таким образом, существует великое множество оп­ределений личности и группы, имеющих кроме разнообразных фор­мулировок и разное содержание. Это обстоятельство часто мешает точному взаимопониманию, поэтому мы считаем важным сразу вне­сти определенность по этим вопросам.

Во-первых, до сегодняшнего дня сосуществуют определения лич­ности как субстрата (Рубинштейн, Теплое, Мясищев, Ковалев) и как свойства (Выготский, А.Н. Леонтьев). По мнению Б.Г. Ананьева, это происходит из-за рансперсональный опыт. 8 страница смешения понятий личность и человек, которые по объему идентичны, но по содержанию не тождественны. Поня-


тие «личность» указывает на свойство человека, а человек есть но­ситель этого свойства. Отметим здесь же еще один аспект «субстрат­ного» понятия личности: именно так употребляется оно в обыден­ном сознании. Личность как индивид, достигший в своем развитии определенной ценности для общества. Своим естественным исто­ком нормативно-оценочное определение личности имеет употреб­ление термина «личность» в повседневной жизни, где назвать того или иного человека личностью по сути часто означает оценить его как нечто исключительное. И в этом есть своя правда и свой пред­мет исследования рансперсональный опыт. 8 страница для таких отраслей науки о человеке, как напри­мер, этика. Но когда нормативно-оценочная характеристика лично­сти из обыденного сознания ученого проникает в психологическое исследование механизмов функционирования личности, она неред­ко приводит его к резким искажениям представлений об изучаемом эмпирическом объекте. В этих случаях смешиваются некоторые иде­альные нормативы, моральные эталоны, которым должна следовать личность в определенной культуре, и психологические механизмы, обеспечивающие усвоение и функционирование этих эталонов в реальном поведении личности.



Во-вторых, следующий ориентир — это разведение понятий «индивид» и «личность». Необходимость этого разграничения для психологического анализа личности признается практически во всех направлениях психологии. Если несовпадение рансперсональный опыт. 8 страница реальностей, обозначаемых этими понятиями, упускается из виду, то личность растворяется в индивиде, а исследователи оказываются в плену биологических типологий личности.

В-третьих, существуют различия в определении личности по ши­роте исследовательского поля: одни относят сюда лишь индивиду­ально-типические особенности личности (К.Н. Корнилов), а другие расширяют область исследования до всех психических свойств, со­стояний и процессов (Рубинштейн, Теплов).

И в-четвертых — выделяют общепсихологический и социально-психологический подходы.

Что касается группы, то в социальной и общей психологии на­блюдается не меньшее многообразие подходов и определений. Лю­бая группа может быть одновременно рассмотрена как субъект со­вместной деятельности, как социально-психологическая группа определенного рансперсональный опыт. 8 страница уровня развития, как среда «самореализации» лич­ности и т.д.

При всей критике материалистического подхода, развернутой в современной социальной психологии, нельзя не отметить тот факт, что именно в его русле содержатся наиболее продуктивные идеи науки о душе, которые, может быть, души и не касаются, но


позволяют выстраивать правдоподобные представления об источ­никах человеческой активности. Наше понимание личности являет­ся попыткой развития русской социально-психологической тради­ции в объяснении категорий личности и группы.

На наш взгляд, понятие отношения продуктивно не только для раскрытия категории личности в социальной психологии, но и для групп различного уровня развития, размера, общественного ста рансперсональный опыт. 8 страница­туса и др.

Человек с необходимостью определяет свое «Я» в смыслах и по­нятиях, отражающих его отношение к социальным системам и по­зициям в социальной системе. При первом приближении к поня­тию отношения мы можем вычленить возможный континуум от их полного отрицания, негативизма, до полного принятия, позитивиз­ма, то есть в человеческом сознании, эмоциях личности мы всегда можем обнаружить некие противоположности: в оценках, решени­ях, желаниях и др.

Бинарности оценок, отношений отражены в пространственных измерениях: вверх — вниз, внутрь — вовне, высокий — низкий, длин­ный—короткий, север —юг, большое — малое, здесь —там, левое — правое; в экзистенциальных ценностях: добро —зло, жизнь — смерть рансперсональный опыт. 8 страница, Бог —Сатана, одиночество — сопричастность, страдание — наслаждение, свобода —несвобода; социальных и эстетических ценностях: успех — провал, красивое — безобразное, сильный — сла­бый, умный — глупый.

На нашем самом высоком уровне абстрактного мышления мы опираемся на те же бинарности: истина и ложь, видимое и реаль­ное, хилотропное и холотропное, бытие и небытие, материализм и идеализм...

При этом мы идентифицированы с идеей прогресса, которую представляем как победу над болезнью, старостью, смертью, стра­данием — над всем, что нами оценивается как негативное. Идею прогресса мы увязываем с другой противоположностью — здоро­вьем, вечной молодостью, жизненностью, радостностью. На нашем рисунке идею линейной эволюции и прогресса можно представить как движение от рансперсональный опыт. 8 страница — 1 к + 1.

Рис. 4. Континуум отношений

В начале этого раздела мы раскрываем наше понимание лично­сти и групп любого количественного масштаба (малые группы, на­ции, человечество) как структур, качества которых вызывают у нас безусловно положительное отношение и оценку (см. рис. 5).


Рис. 5. Мандала личности

Круг, как известно, во всех мистических учениях, религиозных системах, в мифологии является мандалой совершенства, символи­ческим выражением совершенной жизни. В архаических представ­лениях это мандала солнца.

Личность и группы мы обозначаем изначально как некое совер­шенство и как некие уникальные, ценные в своей целостности, са­мобытности и неповторимости живые социально-психологические системы. Данное утверждение у любого человека вызовет удиви­тельное рансперсональный опыт. 8 страница сопротивление, особенно у психиатров и профессиональ­ных практических психологов, политиков, государственных, рели­гиозных деятелей. Прагматическая идея их работы основана на идее несовершенства личности и любой группы, их неполноценности. В конце концов, для основной массы людей, представляющих не толь­ко психологию или психиатрию, но и промышленность, управле­ние, — это способ зарабатывания денег. Они живут за счет того, что личность и группы несовершенны — такова их функционально оп­равданная модель.

Если мы расширим наше понимание, то можем обнаружить, что любая религиозная система основана на том, что человек грешен, что почти любая психологическая, философская, идеологическая си­стема обозначает человека и человеческие общности как неполно­ценные рансперсональный опыт. 8 страница. А из плохого можно делать хорошее. Любая спекуляция та­кого рода предлагает определенный путь, определенные методы, средства, психотехники, стратегии, политические лозунги, соци­альные мероприятия и определенную мзду за якобы (как бы) совер­шенствование (в виде власти, денег, славы и др.).

Мы исходим из того, что любая личность и группа совершенны и уникальны. Они уникальны, потому что:

1) имеют уникальную структуру по системе своих отождествле­ний с идеями, социальными статусами, ценностями, тенден­циями, направленностью и материальными объектами;

2) имеют уникальную систему воспитания и формирования, жиз­ненный путь;


3) имеют уникальный язык взаимодействия с миром.

Человек и группа разговаривают с миром не рансперсональный опыт. 8 страница только на уровне словесного языка, но и на уровне эмоций, языка символов, языка знаков, телесностью.

Единство этих трех компонентов (структура, эволюция и язык взаимодействия с реальностью) и создают личность и группу, кото­рые бесподобны в прямом и самом непосредственном понимании этого слова. Нет ни одной личности и группы в социальной реально­сти, которая была бы похожа на другую.

Первое, что важно в понимании личности и групп, — это их уникальность и самоценность: каждый человек, любая человечес­кая общность, все человечество совершенны и уникальны в лю­бую секунду своего существования. Различные традиции выража­ют это по-своему, но суть одна рансперсональный опыт. 8 страница и та же. Христианство учит нас, что «Царство Божие в тебе самом», или словами святого Клемента: «Тот, кто знает себя, — знает Бога»; буддизм говорит: «Посмотри в себя. Ты есть Будда»; суть сидхи-йоги — «Бог обитает в тебе, как ты»; и в исламе — «Тот, кто знает себя — знает своего Бога».

Часто это любование — переживание уникальности человека придает смысл моей жизни, восторг перед бытием.

Перейдем от предварительных рассуждений к основной теме и рассмотрим, из каких подструктур состоит личность. Обобщенно мы можем обозначить личность как некое целостное понимание чело­веком самого себя, некую «Я-концепцию», некое глобальное поле смыслов самоидентификации индивидуального сознания с собой как рансперсональный опыт. 8 страница психосоциально целостным существом.

С точки зрения интегративного подхода, личность — не некая монолитная сущность, а система внутренних идентичностей или «Я-идентификаций», придающих структуру и смысл бытию в мире че­ловека. Личность как некое целостное понимание человеком самого себя это не только способ генерализации прошлого опыта, но и се­мантическое пространство, которое помогает человеку интегриро­вать и объяснять свое поведение.

Множество этих «Я-идентификаций» обусловлены, навязаны и извлекаются из места личности в социальной структуре, другие твор­чески и избирательно строятся из материала языков сознания в син­тезе с прошлым опытом поведения.

«Я-идентификации» — наши фундаментальные элементы само­определения, и рансперсональный опыт. 8 страница именно они формируют наше предположение-пред­ставление о своей сущности.

Одновременно это самоопределение — понимание человеком са­мого себя активно. Это понимание и действие в бытие — здесь — в


соответствии со своим пониманием себя. Оно является базовой тен­денцией (от латинского слова tendere — напрягать), направленной на осмысление самого себя в мире людей и объективной реальнос­ти. Оно необходимо человеку для того, чтобы понять самого себя, определить, что он есть, какое место занимает в мире.

То, что личность является сложной интегрированной системой, представляется фактом неоспоримым. При более детальном рас­смотрении мы можем установить, что личность состоит из совокуп­ности подсистем, которые мы для простоты рансперсональный опыт. 8 страница обозначим «Я». Таким образом, на следующем приближении мы можем увидеть некую сложную многокомпонентную сетчатую структуру.

Подсистемы (компоненты) «Я» мы можем обозначить как «я». Это устойчивые констелляции, сгустки человеческого опыта, формы, с которыми человек идентифицируется, считает их своими, собой. Не­зависимо от того, каково содержание форм и каким переживанием та или иная форма наполнена, человек отождествляет эти формы с самим собой и обозначает их как «я» с позитивной полярностью.

Действительность переживается личностью и группой через та­кие формы уподобления, отождествления себя с другими людьми и явлениями, как непосредственное эмоциональное вчувствова-ние, идентификация, эмоциональное заражение, объединение раз­личных явлений через сопричастие рансперсональный опыт. 8 страница, а не через выявление логи­ческих противоречий и различий между объектами по тем или иным существенным признакам.

Как известно, понятие идентификации введено 3. Фрейдом для объяснения сновидений и процессов, посредством которых малень­кий ребенок усваивает образцы поведения значимых других, фор­мирует «Сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр.

В отечественной психологии идентификация понимается как эмо­ционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентификация охватывает три пересекающиеся области пси­хической реальности:

— процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной свя­зи, а также включение в свой внутренний рансперсональный опыт. 8 страница мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов;

— видение субъектом другого человека как продолжение себя самого и проекция, наделение его своими чертами, чувства­ми, желаниями;

— механизм постановки человеком себя на место другого как усвоение его личностных смыслов.


Идентификацию мы понимаем не только как социально-психо­логическую способность встать на точку зрения партнера, мы не отождествляем ее с пониманием или взаимным уподоблением лю­дей друг другу. Идентификация включает все эти элементы, но в нашем понимании это интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с устойчивыми констелляциями человеческого опы­та, которые осознаются и интерпретируются как «свои» и выступа­ют в качестве своеобразного регулятора поведения и рансперсональный опыт. 8 страница деятельности. Одновременно «Я» выступает как объект уподобления в качестве социально-психологического образования, на который идет ориен­тация и с которым сличается реализуемое личностное и групповое поведение.

Представление человека о себе мы можем обозначить как осоз­наваемое «глобальное Я», и это свое представление о себе он может описать, интерпретировать. На уровне группы это чувство и осоз­нание «Мы». Каждая личность и группа уникальны в системе опи­саний, осмыслений, интерпретаций этого «Я». Они оказывают сис­тематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается ин­дивидом информация, касающаяся его «Я». Например, если человек обладает «схемой Я», связанной с лидерством, он будет рансперсональный опыт. 8 страница более чув­ствительным к вещам, релевантным лидерству как в своем поведе­нии, так и в поведении других. Он будет реагировать на свой соци­альный опыт в соответствии с гипотезами и генерализациями, обес­печиваемыми его «схемой Я».

«Я» и «Мы» всегда имеют положительную валентность, утвер­дительное начало. С идеей «Я» и «Мы» связано убеждение пра­вильности. Нет никакой разницы, какова структура или содержа­ние личности. Важно, что любому качеству, любой маленькой под­структуре личности есть оправдание. В зависимости от уровня развития интеллекта, образования «Я» («Мы») осознается и интер­претируется в «положительной тенденции» на уровне психологи­ческих, философских, религиозных, экономических, идеологичес­ких рансперсональный опыт. 8 страница, духовных содержаний. В конце концов, личность может даже не знать о перечисленных уровнях, а просто переживать состоя­ние «правильности».

Мы предельно хорошо представляем, что личность целостна, не­делима, и в реальном функционировании ее нельзя разложить на части. Одновременно с этим сознание всегда идентифицировано с фрагментами Эго, реальная личность испытывает напряжения, кон­фликтные противоречия в выборе, в мотивах, в чувствах, мыслях, поведении.

Для того чтобы более четко обозначить наше представление о структуре персоны, нарисуем таблицу.


Я-демонстративное материальное Я-демонстративное социальное Я-демонстративное духовное
Я-реальное материальное Я-реальное социальное Я-реальное духовное
Я-потенциальное материальное Я-потенциальное социальное рансперсональный опыт. 8 страница Я-потенциальное духовное

Таблица 1. Структура Эго

Структура идентификации личности и группы

«Я-реальное»

Внутри самой структуры личности мы можем вычленить огром­ные, глобальные три подструктуры «Я». Они обозначаются как:

«материальное Я» (Ям);

«социальное Я» (Яс);

«духовное Я» (Яд).

С этими подструктурами отождествлена, идентифицирована лич­ность.

«Я-материальное»

Каждая структура идентификации имеет некий центр, систе­мообразующий и интегрирующий фактор. Центром «материаль­ного Я» является образ своей телесности, телесность как таковая и отношение к телу.

Вторичные материальные идентификации — это пол, возраст и качества, которые высвечивают отношение к своей телесности, био­логической данности.

Первое, что вычленяется из действительности, структурирует­ся как элемент сознания и рансперсональный опыт. 8 страница личности, что осознается как «Я», — это тело.

Первым шагом в возникновении самосознания, самоидентифи­кации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я» и «другим» как телесными объектами. На уровне инди­видуальной биографии, это первичная матрица дуальности «Я» и «не-Я»: на уровне матери и ребенка. Когда ребенок отрывается от груди, в это время и формируется личное (личностное) «Я» как не­кая автономная репрезентация.

Появляется расчленение на «свое» и «другое». Появляется свое тело как объект и тело другого как объект (объективная реальность).


Происходит отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифферен­циация субъекта и объекта.

Более того, первичные чувства, которые формируются у лично­сти рансперсональный опыт. 8 страница (например, отношение к себе как к сверхценному объекту или как к незначимому объекту, или как к амбивалентному существу), происходят в основном из взаимодействия с матерью или с телом другого объекта.

Первое — это телесность и отношение к телесности, и то, что человек получает из этого опыта. В силу того что это первичная, стержневая структура человеческого самосознания, то в основном на базовых отношениях к телесности формируются все другие кон­струкции Эго, все другие конструкции Эго-индентификаций.

Тело является для человека интегрирующей точкой, «Я-обра-зом». Человек считает — я есть тело. Это происходит в силу не­скольких причин.

Во-первых сознание впервые обнаруживает себя рансперсональный опыт. 8 страница в теле с его потребностями, которые приходится обслуживать. Наша физичес­кая автономность ассоциируется с одиночеством. Отделенное в теле «Я» порождает страх сближения с другими людьми и фобию сильных эмоций. Мы боимся впускать других слишком близко в свое интимное пространство, так как это очень соблазнительно, но все равно плохо кончится. Опыт бесконечной близости с матерью заканчивается отлучением от нее и личной катастрофой.

Во-вторых, социализация человека начинается с отношения к нему других людей как к носителю тела. Другие люди начинают удовлетворять потребности тела ребенка и структурировать его пространство и время, используя базовые потребности тела мла­денца, обучение туалету, кормление рансперсональный опыт. 8 страница ребенка по часам с соблюде­нием социальных ритуалов, обучение хождению, вокализации, — вся первичная социализация — социализация тела и телесных реакций. Социальное «незамечание» телесности —это бессозна­тельный страх смерти. Презренное равнодушие — худшее отно­шение, которое может заслужить к себе человек.

В-третьих, тело все время напоминает о себе в своих потребно­стях: есть, пить, спать, дышать, в конце концов. Тело своей посто­янной неудовлетворенностью напоминает нам, что мы есть и кто мы есть.

В-четвертых, все базовые гедонистические удовольствия мы получаем через тело. И любая удовлетворенность тела кажется гораздо надежней удовлетворенности, например, духовной. По­является уверенность в удовлетворенности. Когда правильно


«кормишь» тело рансперсональный опыт. 8 страница, оно становится настоящим «сосудом наслажде­ния».

В-пятых, человеческое тело — это единственное, что подвер­гается наибольшему контролю сознания и личности. Тело под­вержено управлению и контролю. Тело является единственным орудием реализации деятельности, целенаправленной активнос­ти. Это единственный физический способ выразить себя. Любая потеря контроля над телом, будь то болезнь или необычная реак­ция тела, сходна со страхом смерти или потери возможности про­являть себя. Этим обусловлен страх старости, когда тело выходит из под контроля.

Как очень справедливо отметила К. А. Абульханова-Славская «...телесность ... не сводима ни к индивидуальному, ни к психофизи­ологическому уровням организации, а становится способом выра рансперсональный опыт. 8 страница­жения отношения человека к миру» [1, с.289].

Первые эмоционально-значимые состояния и первая идентифи-цированность с телесностью, отношение к телесности и составляют ядро «Я-материального».

Для группы центром «Я-материального» является групповое фи­зическое пространство, чувство принадлежности этому простран­ству. Затем это отношение к своему телу экстраполируется, перено­сится на предметное пространство, воспринимаемую вещную струк­туру бытия (моя мама, моя кукла, мой стол, моя квартира, мой район, моя Родина...). Обозначается это и переживается как нечто, мне или группе принадлежащее.

Важно подчеркнуть, что отношение к вещам и предметному миру является неким продолжением, проявлением отношения к телу и к пространству группового существования. Мы можем рансперсональный опыт. 8 страница обозначить это территориальным фактором. Он занимает значимое место в групповой и личностной структуре, так как индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Объекты или территория занимаются и используются так, как буд­то принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то ее стремятся как можно скорее вернуть.

На уровне индивидуальности этот фактор можно обозначить как личное место. Личное место — то пространство вокруг индивидуу­ма, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет доступа. Люди всячески отражают вторжения рансперсональный опыт. 8 страница в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторже­ние предпринимает. Интересным является тот факт, что люди со-


храняют между собой дистанцию, пропорционально близости меж­личностного взаимодействия.

Человек и группа охраняют свое пространство, с которым иден­тифицированы, и не пускают в него.

Первичный опыт отделения, расчленения телесности связан с негативным опытом. Это связано с травмой рождения и с трав­мой отделения от матери как источника пищи и энергии, тепла и комфорта, защищенности. В этом часто проявляется наше стрем­ление не только не пускать в пространство нашей телесности, но и охранять наше предметное окружение, которое, как мы указы рансперсональный опыт. 8 страница­вали выше, бессознательно воспринимается телом. Тот же самый феномен наблюдается как проявление личностных качеств в груп­повом сознании.

Есть «Я» — тело, затем человек начинает идентифицироваться с вещами, предметами, которые прикрывают тело, украшают тело или являются индивидуальной символьной манифестацией нашей те­лесности (одежда, макияж, какие-то проявления отождествленнос­ти с половой, расовой, этносоциальной или социально-психологи­ческой принадлежностью). Предметы на самом деле являются внеш­не манифестированной структурой нашего внутреннего Эго, Эго-материального, и часто «вес» личности в социальном простран­стве обусловлен его объемом и структурой. Обывательское «Если ты такой умный, то почему же ты такой бедный?» отражает тот факт рансперсональный опыт. 8 страница обыденного сознания, что ценность конкретного человека тожде­ственна цене его благосостояния.

В среднем обыденном мышлении существует убеждение, что слу­жение обществу, государству дает возможность личности получать материальные блага сообразно ее реальным заслугам перед ним, то есть социальная оценка личности происходит в форме материаль­ного, денежного вознаграждения.

Социалистический тезис «от каждого по способностям, каждому по труду» формирует бессознательную установку, убеждение в том, что объем и структура «материального Эго», обладание материаль­ными ценностями адекватно отражает ценность личности как носи­теля физических, интеллектуальных, коммуникативных, эвристичес­ких и других способностей. В сознании обывателя если человек имеет многое, следовательно, он оценен обществом как общественно по­лезный рансперсональный опыт. 8 страница человек. Для обывателя личность есть то, чем она себя окру­жает, и человек есть то, как он одевается, как обставляет свою квар­тиру, на какой машине ездит, какой счет в банке имеет, в каком доме и в каком квартале, в каком городе и в какой стране живет, как и какое тело демонстрирует...


Окружающие вещи являются ярким критерием того, как мы от­носимся к телу. Квартира, в которой живет человек, — это в некото­ром смысле отношение к телу. Холодильник, машина, счет в банке, загородный коттедж, часто женщина, которая находится рядом с мужчиной всю жизнь или ситуативно, являются объектами матери­альной рансперсональный опыт. 8 страница идентификации и содержанием «материального Эго».

С возрастом растет не только тело, но и расширяется «матери­альное Эго». Новорожденный не дифференцирует свое тело и ок­ружающую среду, человек рождается с Эго, которое расширено до границ Вселенной. В этот период у человека не существует субъек-тно-объектных отношений.

В некотором смысле дифференциация своего тела и окружаю­щей действительности является первичной трещиной во Вселен­ной в дуальностях «Я — Другие», «Я — Другое», «Я» — «не-Я», «Субъект — Объект».

Затем происходит расширение зоны знания и действия. Человек и группа, с одной стороны, как бы завоевывают внешнее простран­ство, с другой — раскрывают и осваивают свое внутреннее рансперсональный опыт. 8 страница психи­ческое пространство, структурируя и открывая свои внутренние воз­можности.

Основные тенденции личности и группы

Первая тенденция— которая существует в индивиде и которая манифестируется на всех уровнях, подструктурах личности — это стремление к расширению физического, социального и духовного пространства, которое мы можем обозначить экспансивной тен­денцией.Мы уже писали, что понятие тенденции было введено В.Н. Мясищевым в его психологии отношений и понимается как напряженная направленность психической активности человека. Что касается нашего осмысления первой тенденции, то мы долж­ны принять тезис Мясищева о том, что потребности как одну сто­рону основного отношения «...можно определить как конативную (от латинского слова рансперсональный опыт. 8 страница сопаге — «стремиться», «домогаться») тен­денцию овладения».

Пока человек, или группа, расширяет пространство своего Эго-материального, это считается позитивным эволюционным и био­графическим шагом. Детское стремление «стать большим» (овла­деть большим — если перефразировать тезис Мясищева) на са­мом деле является доминирующим в человеке и в группе до тех пор, пока они имеют достаточный уровень витальности. Вещи ста­новятся элементом тела, «материального Эго». К телу и матери­альным вещам человек относится как к наиболее значимым, наи­более важным элементам индивидуального бытия. Когда мы гово-


рим «Он (она; или группа) имеет вес», то указание на чисто мате­риальную сторону (вес — понятие физическое) показывает рансперсональный опыт. 8 страница, что «материальное Я» в человеке и в оценке группы значимы. Чем «раздутее» «материальное Я», тем он (человек) ценнее не только в социальном плане, но и в плане внутренней самооценки, значи­мости в группе.

В этом смысле деньги являются неким критерием того, каким образом человек расширяет свое пространство, какой у него потен­циал «материального Я». На уровне человеческого сознания рас­ширение ареала и вообще расширение потока энергии (в денежной форме или в других эквивалентах) считается позитивным.

Идея сама по себе удивительно старая. Именно она управляла не только поведением человека, но и реальной активностью больших и малых человеческих групп и этносов.

Мы рансперсональный опыт. 8 страница можем даже предположить, что запускающий механизм эк­спансивной тенденции мало управляется человеком сознательно, так как опирается на бессознательную инстинктивную природу подавления и захватывания все больших ареалов выживания. Чем больше ареал у самца, тем больше у него самок, возможности вос­производства, возможности выжить за счет биоценоза. На самом деле это нормальный эволюционный, биологически оправданный механизм.

Когда человек или группа останавливаются в расширении «ма­териального Я», это уже считается тормозом в обыденном сознании. Когда человек (группа) сужает свое «материальное Эго», это счита­ется инволюцией, деградацией: человек теряет силу и вес в соци­альном плане. Когда личность, ее экстраполированное «материаль­ное Эго рансперсональный опыт. 8 страница», становятся функционально незначимыми, 90% социальных контактов теряется. Человек «теряет вес», становится незначимым.


documentajjsyjh.html
documentajjtftp.html
documentajjtndx.html
documentajjtuof.html
documentajjubyn.html
Документ рансперсональный опыт. 8 страница